Для туристів
  • Особенности обучения в вузах Германии
    13.12.2021
    Особенности обучения в вузах Германии

    Обучение в ВУЗах Германии имеет большие преимущество по сравнению с другими странами мира.• Для поступление в германию Вам, как правило, не нужно сдавать вступительный экзамен. Исключения составляют творческие специальности и частные ВУЗы.• Большинство специальностей... 

  • Набережная Севастополя
    03.12.2021
    Набережная Севастополя

    Прогулку по набережной стоит начать с Графской пристани — главной в городе. Здесь висит несколько мемориальных досок, посвященных печальной истории города. Пристань — это величественные ступени и арка. Отсюда, с Портофлотских причалов отходят катера в Инкерман, поселок Голландия... 

  • Херсонес Таврический
    03.12.2021
    Херсонес Таврический

    Права свободного города ему даровал Гай Юлий Цезарь, а штурмом брали Владимир Красное солнышко и хан Батый. Сейчас эти развалины, много чего повидавшие за свои 2500 лет, превращены в музей-заповедник, где можно увидеть кинематографичные древнегреческие колонны на фоне синего... 

  • Мемориальный комплекс «Сапун-гора»
    03.12.2021
    Мемориальный комплекс «Сапун-гора»

    Именно здесь, на Сапун-горе, весь июнь 1942 года шли ожесточенные бои за Севастополь, а в мае 1944-го – за весь крымский регион. Немцы мечтали прорваться в Крым, чтобы разместить здесь свои авиабазы и проникнуть дальше на Кавказ, к нефтяным ресурсам. И каждый раз они встречали яростное... 

Таинственный Карадаг

Дом поэта — Лягушачья бухта — Плавание из Коктебеля в Курортное — Биостанция — Восхождение на Черную гору — Могила М. Волошина Услышав слово «вулкан», мы сразу представляем себе стройный заснеженный конус, подпирающий облака, наподобие японской Фудзиямы. В Крыму тоже есть свой знаменитый вулкан под названием Карадаг.

Вам обязательно напомнят о нем, если вы пожелаете отправиться в Коктебель.

Прибыв на местную автостанцию, не ищите глазами силуэт, знакомый по японским гравюрам и настенным календарям.

Фокус в том, что ничего подобного в Коктебеле нет. От автостанции улица Десантников выведет вас на поселковую набережную (10 минут ходьбы).

Встав лицом к морю, вы увидите справа от себя цепь невысоких обрывистых вершин.

Это и есть Черная гора (Карадаг), названная татарами за необычный темный цвет скал.

За кромкой обрыва находится целая страна, раскинувшаяся на десятки километров.

Карадаг – не вулкан, а целая батарея вулканов, плевавшихся лавой на дне доистирического моря. Превращаясь в пар, вода успевала остудить жидкую магму и вылепить из нее «заготовки» будущих природных изваяний карадагского плато.

В какой-то момент геологической истории Карадаг поднялся из моря и стал горой.

Утесы и скалы достались ветру, который отшлифовал их не хуже профессионального скульптора.

Любимое занятие всех путешественников со времен Геродота искать образы для описания живописных выпуклостей карадагского рельефа.

В соревновании принял участие даже неромантичный немец Паллас, назвавший вулканические зубцы «сахарными головами».

У Максимилиана Волошина в00бражение было побогаче: он сравнивал Черную гору то с рухнувшим готическим собором, то с окаменевшим пламенем костра.

Кстати, знаменитый Дом поэта находится очень недалеко от вас. Визит туда стоит нанести перед тем, как вы отправитесь покорять Карадаг. В Коктебеле у Волошина было два любимых занятия — рисовать пейзажи Черной горы и принимать талантливых гостей.

Для этого он и выстроил на коктебельской набережной просторный дом. От улицы Десантников поверните налево и пройдите метров 200. Стены Дома поэта украшает богатая коллекция волошинских акварелей, на которых Карадаг запечатлен в разное время года и суток.

Эта гора была для Волошина таким же вечным источником вдохновения, как Фудзи для художника Хокусая. Над зыбкой рябью вод встает из глубины Пустынный кряж земли: хребты скалистых гребней, Обрывы черные, потоки красных щебней — Пределы скорбные незнаемой страны…

М. Волошин Присматриваясь к акварелям, не забывайте иногда слушать рассказ музейного экскурсовода.

Вам расскажут о веселом образе жизни Максимилиана Александровича и тех выдумках, которыми он развлекал своих друзей. Самая известная история такова: летом 1909 г. в Коктебель приехали поэтесса Елизавета Дмитриева и влюбленный в нее Николай Гумилев — тоже поэт.

Вскоре пара поссорилась, Гумилев уехал, а Дмитриева осталась.

Волошину было известно о литературных неудачах поэтессы, которая никак не могла заинтересовать издателей своим творчеством. У Максимилиана Александровича тут же возникла идея литературного розыгрыша.

Он придумал Дмитриевой звучное имя «Черубина де Габриак» и под этим псевдонимом послал ее рукописи в престижный журнал «Аполлон». Изящно поданные под соусом тайны, стихи прогремели на весь Петербург.

В загадочную Черубину бы — I ла заочно влюблена вся мужская половина русской литературы, включая критиков и журналистов.

Через несколько месяцев Дмитриева сбросила маску, вызвав новый ажиотаж.

Итогом стала ссора Волошина с Гумилевым, закончившаяся благородным поединком!

Последняя великая дуэль в истории России напоминала балаган.

Поэты пожелали стреляться из старинных пистолетов, да еще и на месте поединка Пушкина с Дантесом. Гумилев стоял среди сугробов в цилиндре и изящном смокинге.

Напротив смущенно топтался второй «бретер»: он не умел стрелять и больше всего боялся…

убить противника.

Словно в пику элегантному Гумилеву, Волошин вышел к барьеру в тяжелой шубе и калошах. Неуклюжая обувь уморила всю столицу — с легкой руки шутника Саши Черного поэта прозвали «Ваксом Калошиным».

Если не считать насмешек, никто из дуэлянтов не пострадал: Гумилев промахнулся, а Волошин так и не справился со своим оружием. Именно после этой истории Волошин окончательно стал коктебельским жителем.

Петербуржцы считали его чудаком, а коктебельские аборигены — едва ли не сумасшедшим.

Волошин щеголял в длинных «киммерийских» хламидах, а купаться предпочитал нагишом (именно он был предтечей российского нудизма). В годы Гражданской войны оказалось, что в этом смешном бородатом добряке скрывается настоящий храбрец.

Он сделал свой дом убежищем и принимал любого, кто просил I о помощи.

Странное дело: Волошинский оазис мира не тронули ни «белые», ни «красные», ни «зеленые».

Защищая культурные ценности Крыма, Волошин не боялся спорить ни с «благородиями», ни с «комиссарами».

А в середине 1920-х гг. поэт предоставил свое жилище в распоряжение коллег — гонимых властью художников и литераторов. Лет через двадцать после смерти Волошин стал главным коктебельским мифом и объектом поклонения интеллигенции.

«Шестидесятники» любили ездить в Коктебель: в этом было что-то антисоветское, но при этом совершенно безопасное. Еще одним центром притяжения творческой богемы в советском Коктебеле был дом Габричевских.

В середине 1930-х гг. искусствовед Александр Габричевский построил на западной окраине поселка скромную дачу. В разное время там гости ли коллеги хозяина, кинорежиссеры Л. Кулешов и Г Козинцев, актеры Н. Черкасов, И. Кваша и А, Баталов, пианист С. Рихтер, поэт И. Бродский и другие.

Дом до сих пор сохранился неподалеку от автостанции, на улице Калинина (№ 23) — его можно I узнать по мемориальной доске.

I После посещения Дома Волошина вы поймете, что восхождение на Карадаг — главное событие если не всей вашей жизни, то хотя бы вашего крымского отпуска. Ступайте по набережной в сторону Черной горы, пока не дойдете до перекрестка с грунтовой дорогой, ведущей к пионерлагерю «Восход».

Справа от себя вы увидите небольшой бугорок под названием Тепсень.

Когда-то здесь находилось безымянное поселение — предок современного Коктебеля.

Поднимитесь на вершину холма, откуда открывается отличный вид на Карадаг.

У самого моря возвышается Кок-Кая (Синяя скала), а правее видна главная вершина массива — Святая гора. За ней вонзается в небо острая вершина Сюрюк-Кая, на склоне которой можно разглядеть профиль Пушкина.

Вы скорее всего заметите несколько троп, ведущих в направлении горы. Не спешите воспользоваться ими: Карадаг уже тридцать лет является заповедником.

Самодеятельный поход наверняка окончится встречей с егерями и позорным отступлением на исходные позиции.

Существует вполне законный и гораздо более познавательный способ познакомиться с Черной горой. Для начала можете искупаться в укромных бухтах у подножия вулкана.

Вернитесь на набережную и на ближайшем к Карадагу конце найдите кордон заповедника. Здесь с вас возьмут около 1 5 гр. и укажут направление к Лягушачьей бухте.

Идти придется около двух километров в обход скалы Кок-Кая. Бухта получила свое название благодаря круглым камушкам, выглядывающим из воды наподобие лягушек.

Следом за ней идут Малая и Большая Гравийные бухты, чьи пляжи усыпаны крупной галькой, — отсюда название. В любой из бухт вы сможете искупаться и поискать на берегу самоцветы.

Время от времени поглядывайте по сторонам.

Возможно, вам удастся увидеть знаменитого Карадагского Змея. Местные татары всегда верили, что в море у подножия Черной горы встречается существо, напоминающее гигантскую змею.

Оно стремительно разрезает морские волны и внушает ужас стаям дельфинов.

Иногда змей может затаиться среди береговых скал и даже выползти на берег. Долгое время рассказы аборигенов считали легендой, но в начале 20-х гг. Змей внезапно объявился и даже попал на страницы крымских газет.

На поимку морского гада высылали красноармейцев, однако охота успехом не увенчалась.

Кстати, Волошин послал газетную заметку об этом случае Михаилу Булг5кову — так родилась повесть «Роковые яйца». Змея видели самые разные люди, а однажды с ним столкнулся известный писатель Всеволод Иванов.

Его встреча с чудищем произошла в Сердоликовой бухте Карадага.

Она расположена дальше по берегу, за Гравийными бухтами, но ходить (вернее, плавать) туда заповедник абы кому не разрешает. Лет двадцать назад рыбаки выловили в море у Коктебеля мертвого дельфина.

Его живот был начисто выкушен чьей-то огромной пастью, а по краям страшной раны виднелись отчетливые следы зубов. Если у вас вдруг почему-то пропало желание купаться, возвращайтесь на набережную и отправляйтесь на прогулку вдоль берегов Карадага.

Причал пассажирских корабликов находится неподалеку от Дома поэта — найдете сразу. Прогулку можно совершить на большом или маленьком катере.

Большие совершают регулярные рейсы из Коктебеля в поселок Курортное (ф 15 гр.). Плавание продолжается минут 50, а маленький частный катер будет катать вас на полчаса дольше.

Рейсовая посудина идет без остановок, тогда как маломерок тормозит, чтобы пройти под аркой Золотых ворот и сделать остановку для купания в одной из многочисленных бухт (50 гр.). Если вы выберете рейсовый катер и отправитесь в путь не позднее трех часов пополудни, то сможете присоединиться к экскурсии по Карадагскому плато (начало в 16:00). Такие походы проводит дирекция заповедника, расположенная на биостанции в Курортном (4 ч., 30 гр.). Будьте готовы к физическим нагрузкам и не забудьте надежную обувь.

Вид морских волн, разрезаемых суденышком, заставит вас вспомнить главный коктебельский фильм, снятый на волошинских берегах полвека назад. Это «Алые паруса», сделавшие Анастасию Вертинскую и Василия Ланового секс-символами времен «оттепели».

О компьютерных спецэффектах тогда еще и не мечтали, поэтому для трехмачтовой баркентины «Альфа» был пошит полный комплект парусов из настоящего алого шелка!

Многие поклонники Коктебеля (и не только девушки) отдали бы душу за то, чтобы хоть раз увидеть в море такое чудо.

Между тем катер подходит к обрывам Кок-Кая. Считается, что ее силуэт повторяет профиль бородатой головы Максимилиана Волошина.

С катера его и вправду можно разглядеть.

За Гравийными бухтами берег понижается, и вы сможете увидеть участок плато с одиноким 40-метровым утесом.

Это знаменитый Чертов палец. Минут через пять после него катер пройдет у подножия скалы Маяк, взлетающей на высоту 350 м. На ее вершине находился дом доктора Сальватора в фильме «Человек-амфибия».

Слева от Маяка у кромки прибоя устроился Лев, вытянувший лапы в сторону моря. Каменный зверь охраняет Золотые ворота (Алтын-Капу).

В старину татары считали, что через арку ворот можно попасть прямо в преисподнюю.

Отсюда второе название скалы — Чертовы ворота (Шайтан-Капу). Когда-то Пушкин услышал татарскую легенду от капитана корвета «Або», на котором плыл из Феодосии в Гурзуф.

Поэт так увлекся рассказом моряка, что даже три года спустя по памяти нарисовал Ворота на полях рукописи «Онегина». После Золотых ворот вы увидите высокую скалу Иван-разбойник и гору Карагач (Черный лес) — она последняя в цепи прибрежных вер-I шин Карадага.

С причала в Курортном вы снова увидите ее зубчатый силуэт. Для того чтобы добраться до (см. карту к маршруту «Армянский Крым» на стр. 156) биостанции, надо повернуть с причала направо и пройти около пяти минут.

Серьезное научное учреждение сыграло несерьезную роль турбазы «Орлиный полет» в гайдаевской комедии «Спортлото-82» (директора-недотепу изображал Борислав Брондуков). Собрав группу желающих совершить восхождение, хозяева заповедника дадут вам провожатого и благословят на подвиги.

Деревья, покрывавшие западные склоны Карадага, давно вырублены, поэтому в жаркий день солнце здесь палит немилосердно.

Придется попотеть, однако по мере подъема красота видов заставит забыть обо всем.

Остановившись отдохнуть, посмотрите назад — там возвышаются горы Эчкидага. На вершине Карадага гид покажет вам Короля и Королеву, (шествующих к Трону.

Отсюда вы пройдете к Ивану-разбойнику, а потом сможете снова взглянуть на Золотые ворота — на этот раз сверху. Еще одна диковина, которую вам преподнесет Карадаг, — это Чертов камин (Шайтан-Таш). Один из боковых кратеров вулкана по прихоти природы опрокинулся набок и целится в море, словно пушка, готовая выстрелить лавовой пробкой.

Может, кому-то эта штука и кажется камином, а вот автору этих строк больше напоминает пасть Кракена из «Пиратов Карибского моря».

Кстати, никто не знает, где находится главное жерло Карадага: его долго искали, но так и не нашли. Неземной ландшафт потухшего вулкана вдохновил авторов фильма «Туманность Андромеды» (1 967 г.) на создание пейзажей планеты Железной звезды.

В «Пиратах XX века» сюда выбираются советские моряки, уцелевшие при нападении морских разбойников. Экскурсия заканчивается у Чертова пальца.

Если у вас есть компас, то вы можете понаблюдать за дикими скачками его стрелки. Виной тому мощная аномалия, притаившаяся в недрах горы под вашими ногами.

Недаром эту часть Карадагского массива называют Магнитным хребтом.

Кстати, здесь организованная часть вашей экскурсии закончится. Работник заповедника укажет вам выход на бетонную дорогу, ведущую в Коктебель.

Другим своим концом она упирается в ворота небольшой военной части, принадлежащей российскому Черноморскому флоту.

Ходить в гости к воен морам не следует: во-первых, не пустят, а во-вторых, ничего интересного там все равно нет Если вы решили зависнуть в Коктебеле на пару дней, то следующим утром можете совершить паломничество к (см. карту к маршруту «Армянский Крым» на стр. 1 56) могиле Максимилиана Волошина на горе Кучук-Енишар. Выйдя на набережную, поверните налево и шагайте до тех пор, пока не перейдете речку и не окажетесь на нудистском пляже.

Прямо перед вами окажется небольшой холмик — Курган Юнге.

Левее вы увидите тропу, уходящую влево и вверх.

Она-то вам и нужна.

Могила поэта находится на самой вершине и поражает своей простотой. Здесь даже плита с именем появилась спустя сорок лет после похорон.

Сразу вспоминается могила Льва Толстого в Ясной Поляне: они с Волошиными были очень разными людьми, а покинули наш мир одинаково — как настоящие мудрецы. У почитателей поэта есть традиция приносить на его могилу цветную гальку, вот почему вся она усыпана круглыми камешками.

Чуть ниже по склону находится могила жены Максимилиана Александровича. С вершины Кучук-Енишар хорошо виден не только Карадаг, но и знаменитая гора Клементьева (Узун-Сырт) — она с противоположной стороны от Черной горы.

Над ее плоской вершиной почти всегда можно увидеть светлые пятнышки парапланеров. Восходящие потоки воздуха создают над Узун-Сыртом такую тягу, что в небо взмывают даже нелетающие предметы.

Феномен известен давно, поэтому на планерах здесь летал еще молодой Сергей Королев.

Кстати, в советские времена поселок даже назывался Планерское, а в пансионате «Голубой залив» работает музей планеризма и парашютизма.

У самых ваших ног в море выдается мыс Хамелеон (он же Лагерный), отделяющий Коктебель от Тихой бухты.

На этом пляже заканчивается сухая Янышарская долина, заменившая Испанию в киноэпопее «Дон Кихот» (1957 г.). Говорят, что обманутые сходством испанцы даже обвинили режиссера картины Григория Козинцева в нелегальных съемках в Ла-Манче.

В комедийном вестерне 80-х «Человек с бульвара Капуцинов» долина изображала прерии Дикого Запада. Режиссер Алла Сурикова построила здесь целый город под названием Санта-Каролина, на улицах которого в последний раз появился перед кинокамерой Андрей Миронов.

Артист не дожил до премьеры фильма, а вскоре его судьбу разделила фанерная Санта-Каролина.

В наши дни колоритный киногородок мог бы стать хорошим аттракционом для туристов, но для советского государства бизнеса, как и секса, не существовало.

Комментарии запрещены.