Для туристів
  • Особенности обучения в вузах Германии
    13.12.2021
    Особенности обучения в вузах Германии

    Обучение в ВУЗах Германии имеет большие преимущество по сравнению с другими странами мира.• Для поступление в германию Вам, как правило, не нужно сдавать вступительный экзамен. Исключения составляют творческие специальности и частные ВУЗы.• Большинство специальностей... 

  • Набережная Севастополя
    03.12.2021
    Набережная Севастополя

    Прогулку по набережной стоит начать с Графской пристани — главной в городе. Здесь висит несколько мемориальных досок, посвященных печальной истории города. Пристань — это величественные ступени и арка. Отсюда, с Портофлотских причалов отходят катера в Инкерман, поселок Голландия... 

  • Херсонес Таврический
    03.12.2021
    Херсонес Таврический

    Права свободного города ему даровал Гай Юлий Цезарь, а штурмом брали Владимир Красное солнышко и хан Батый. Сейчас эти развалины, много чего повидавшие за свои 2500 лет, превращены в музей-заповедник, где можно увидеть кинематографичные древнегреческие колонны на фоне синего... 

  • Мемориальный комплекс «Сапун-гора»
    03.12.2021
    Мемориальный комплекс «Сапун-гора»

    Именно здесь, на Сапун-горе, весь июнь 1942 года шли ожесточенные бои за Севастополь, а в мае 1944-го – за весь крымский регион. Немцы мечтали прорваться в Крым, чтобы разместить здесь свои авиабазы и проникнуть дальше на Кавказ, к нефтяным ресурсам. И каждый раз они встречали яростное... 

Ялтинские следы доктора Чехова

Памятник Даме с собачкой — Набережная — Театр имени Чехова — Дача «Омюр» — Чеховская судьба Как и многие из нас, Антон Павлович Чехов легко относился к собственному здоровью: дескать, «поболит — перестанет». От природы был он человеком сильным, красивым и жизнерадостным, пользовался успехом у женщин.

Иногда кашлял, но не придавал значения, так как сам был доктором и списывал проблемы на очередную простуду. Когда писателю стукнуло столько же, сколько было Пушкину в момент смерти, любимец читателей угодил в московскую клинику с сильнейшим легочным кровотечением.

Доктор Чехов услышал диагноз коллеги Александра Остроумова: «Чахотка!» Вряд ли эти слова могли его удивить: кашлять кровью писатель начал за 13 лет до начала лечения.

Все эти годы Чехов работал на износ, да еще и съездил на остров Сахалин.

Считают, что это путешествие — тысячи километров на лошадях по Сибири — его и доконало. Во времена Чехова туберкулез лечили, но больные от этого не выздоравливали.

По большому счету, тогдашняя медицина могла только отсрочить смерть.

Для этого пациенту советовали поселиться в теплых краях и хорошо кушать.

Чехову очень не хотелось уезжать из Москвы: когда-то он приехал покорять Белокаменную из Таганрога и, как все успешные провинциалы, полюбил ее всей душой Здесь издавались его рассказы, а в театрах шли его пьесы.

Литературные заработки сделали Чехова обеспеченным человеком, но на французскую Ривьеру его доходов все же не хватало.

Тогда доктор Исаак Альтшуллер, сам болевший чахоткой, посоветовал писателю поселиться в Ялте.

Это был плохой совет: болезнь Чехова успела зайти так далеко, что крымская зима могла ему только повредить.

Писатель уже бывал в Ялте, но только весной и летом. Подумав, он согласился с Альтшуллером и поехал в Крым присматривать новую усадьбу.

Покупка земли и строительство дома заняли год, а в сентябре 1899 г. Чехов стал ялтинским жителем.

Здесь он прожил последние I пять лет жизни и написал последние вещи. Последние Романовы сделали Ялту вполне современным и удобным городом — разумеется, по меркам XIX в. При этом жизнь здесь обходилась гораздо дешевле, чем на европейских курортах.

Вот почему туберкулезники среднего достатка во времена Чехова валили сюда валом. Встречая кашляющих больных на каждом шагу, писатель расстраивался и поэтому решил поселиться на самой окраине города — ближе к горам.

К тому же воздух там был суше и полезнее для его больных легких.

Сейчас там находится дом-музей писателя, но прогулку по чеховским местам Ялты надо начать на набережной.

В этом городе в00бще все начинается с нее. Писатель Паустовский как-то сказал, что Ялта должна существовать только потому, что здесь жил Чехов.

Советская власть писателю благоволила и поставила большой! памятник в Приморском парке-это на южном, самом дальнем от Морвокзала конце набережной.

Визит сюда можете считать официальной частью прогулки.

Из парка вернитесь на Набку и дойдите до отеля «Ореанда» (около 300 м). За речкой Учан-Су сверните налево — на Пушкинскую улицу.

В двух шагах от набережной вы увидите Ялтинский историко-литературный музей (№ 5). Пусть вас не пугает название, отдающее скукой. Сюда стоит зайти — хотя бы для того, чтобы взглянуть на фото старой Ялты.

Целая выставка снимков 100-летней давности собрана на первом этаже музея.

Узнаете, каким виделся город Антону Павловичу.

Из музея вернитесь на набережную — можете завернуть во двор музея и пройти через сквер имени Калинина. На углу Набки и улицы Екатерининской когда-то стоял отель «Франция», стелет назад считавшийся местной достопримечательностью.

Сейчас его восстанавливают под названием «Театральный-Франция».

Караим Исаак Синани держал на первом этаже старой гостиницы лавку, торговавшую книгами и хорошим табаком. Такое вкусное сочетание очень нравилось творческим людям.

Чехов не курил, но в лавку Синани наведывался регулярно: листал новинки, отдыхал на «писательской скамье» у входа и общался с коллегами по цеху.

Кстати, с архитектором Львом Шаповаловым, построившим ялтинский дом Чехова, писатель тоже познакомился у Синани. За «Францией» зеленел Городской сад, куда Антон Павлович ходил принимать ванны из подогретой морской воды в купальнях Рофе.

Гостиница погибла в войну, а старые купальни с восточной мраморной аркой худо-бедно дотянули до конца прошлого века.

В 70-е годы там работала студия Крымской филармонии, помимо всего прочего записавшая песню «Червона рута».

Если кто не помнит: с этого хита началась всенародная слава Софии Ротару. Певица появилась в Ялте по той же причине, что и Чехов, — она тоже страдала легочной хворью.

В середине 80-х купальни хотели снести, но Ротару сумела отстоять памятное для нее место. Еще через десять лет София Михайловна стала владелицей ветхого здания.

Теперь уже сама певица снесла исторические купальни, чтобы построить взамен их точную копию. Новодел стал очередной элитной мини-гостиницей под именем «Вилла София».

На фоне белой арки с арабской надписью «Будь благословен, как вода» стоит памятник чеховской Даме с собачкой.

Он здесь не случайно: самый знаменитый курортный роман русской литературы начинался именно в Городском саду и на набережной у «Франции». Памятник появился пять лет назад, и к нему уже успели привыкнуть: морда бронзового шпица блестит от рук бесчисленных туристов.

Анна Сергеевна и Дмитрий Дмитрии в чеховском рассказе много гуляют по Набке.

В Ялте тогда в00бще было мало развлечений. Пройдитесь по следам литературных любовников до отеля «Таврида» — это дом № 13 по набережной.

В былые времена гостиница именовалась «Россией» и была популярна у заезжих знаменитостей.

Чехов прожил здесь целый месяц в 1894 г, а шесть лет спустя в отеле квартировала любимая женщина писателя — артистка Ольга Книппер. Она приехала в Ялту с актерами Художественного театра специально, чтобы порадовать больного Чехова постановками его пьес.

Если хотите увидеть сцену, на которой шли эти спектакли, — вернитесь к началу улицы Екатерининской. Пройдите от набережной до дома № 13 Это знаменитый Ялтинский театр имени Чехова, совсем недавно открывшийся после затянувшейся реставрации.

Знаменитые гастроли труппы Станиславского прошли при переполненном зале (всем желающим билетов не хватило). Чехова каждый вечер вызывали на сцену из зала и заваливали цветами.

За два года до этого Антон Павлович слушал здесь первое выступление Федора Шаляпина, которому аккомпанировал на рояле молодой Сергей Рахманинов.

Перечислять имена всех звезд, которых помнит театр, — места не хватит. Проще сказать, что здесь побывали все, от Собинова до Хворостовского и от Садовского до Евстигнеева.

Театр стоит почти на самом перекрестке Екатерининской и улицы Чехова — разумеется, такое название на карте города просто необходимо. Поверните направо и пройдите около 200 метров.

Напротив приметной лютеранской церкви Святой Марии (ул. Чехова, 10) сделайте еще один поворот — на этот раз налево.

Вы оказались на коротенькой улице Партизанской, которая выходит на главный проспект ялтинского центра — улицу Кирова. По ней ступайте влево и примерно через 200 метров ищите — опять-таки с левой стороны — старинный «замок» с ребристой угловой башней ( ул. Кирова, 32). Перед вами дача «Омюр», где тоже есть следы Чехова.

Писатель прожил здесь целых полгода в гостях у своей знакомой генеральши Капитолины Иловайской.

Случилось это после покупки земли, когда дом еще не был готов, а пристанище уже было необходимо.

Отсюда Чехов уехал в Москву, а в следующий приезд уже праздновал новоселье под собственной крышей. Несколько лет назад на даче «Омюр» открылся музей «Чехов и Украина».

Пройдя еще самую малость вверх по Кирова, вы увидите справа кирпичные здания института виноделия «Магарач» — они стоят на перекрестке с улицей Маршака. При Чехове это была мужская гимназия.

Поэт Самуил Маршак здесь учился, а дочери Николая II устраивали благотворительные балы в пользу ялтинских чахоточных. Будучи заядлым общественником, Чехов тоже интересовался гимназическими делами.

С тех времен в здании ничего не сохранилось, так что прорываться внутрь незачем.

Кстати, магарачскую продукцию здесь не наливают — институт проводит дегустации на заводе к востоку от города (подробнее см. в разделе «Крымские вина»). Возле института садитесь на автобус № 8, который довезет вас до самого дома-музея Антона Павловича ( ул. Кирова, 112). Усадьба находится на углу Кирова и улицы Музейной, а остановка так и называется: «Дом-музей Чехова».

Когда писатель покупал свой участок в 37 соток, это место еще не считалось городом. Была здесь татарская деревня Верхняя Аутка — место малолюдное и тихое: из Ялты сюда долетали только гудки пароходов.

Чехов смеялся над отшельническим житьем и в письмах в шутку подписывался: «Антоний, епископ Кучукойский и Аутский», Несмотря на сухую почву, хозяин сразу же занялся зелеными насаждениями.

Работал сам, растения подбирал со знанием дела, зато и сад получился I великолепным. Он будет первым, что вы увидите, когда войдете в ворота.

Здесь есть несколько десятков живых и здоровых деревьев, которые помнят Чехова.

Первым делом писатель посадил березу, кедр и пихту — чтоб напоминали о северных российских краях. Южан тоже немало: живы чеховская олива и магнолия, цветущая каждое лето.

Дышит в саду запустелом ночная прохлада.

Мы старомодны, как запах вишневого сада.

Нет ни гостей, ни хозяев, покинутый дом. Мы уже были, но мы еще будем потом.

Старые ружья на выцветших старых обоях.

Двое идут по аллее — мне жаль их обоих. Тихий, спросонья, гудок парохода в порту.

Зелень крыжовника, вкус кисловатый во рту… Ю. Левитанский, «Ялтинский домик» За ручейком стоит белый двухэтажный дом с мансардой, за ним — небольшой флигель.

«Белой дачей» усадьбу прозвали соседи — так это имя к ней и прилепилось. Осенью 1899 г. писатель поселился здесь вместе с матерью и младшей сестрой Марией.

Комната и кабинет писателя находились на втором этаже, домашние и гости жили на первом. Чехов славился общительностью и юмором.

В гостях у него бывали Станиславский и Немирович-Данченко, Горький и Короленко, Куприн и Шаляпин, актеры, врачи, студенты, журналисты и просто городские обыватели.

Никто не имел права курить в доме: это было единственное требование хозяина к гостям. После женитьбы на Ольге Книппер обстановка в доме изменилась.

Актриса не хотела оставлять московскую сцену, и одинокие ялтинские зимы стали сильно тяготить Чехова. К тому же его сильно донимали посетители: каждый приезжий считал нужным нанести визит на Белую дачу.

А туберкулез между тем продолжал разъедать легкие. Время от времени Чехов срывался с места и уезжал то на дачу в Гурзуф, то в00бще в Москву.

В мае 1904 г. писатель опять покинул Ялту — как оказалось, навсегда. Хозяйкой дома осталась Мария Чехова, а в начале 20-х Белая дача стала музеем.

Кстати, его первым научным сотрудником был младший брат писателя Михаил. Во время войны в доме решили поселиться чины немецкого штаба.

Сестре Чехова велели освободить кабинет и спальню писателя, но маленькая | старушка твердо заявила: «Только через мой труп!

» Немцы переглянулись — и оставили чеховские комнаты в покое, ограничившись первым! этажом дачи.

Мария Павловна так боялась за кабинет брата, что за три года оккупации ни разу не вышла из : дома.

Под ее присмотром жильцы i вели себя тихо. Самое большое непотребство они учинили в саду: отпилили верхушку пихты, чтобы нарядить рождественскую елочку.

В конце 50-х годов Мария Чехова умерла и новая администрация затеяла большое строительство.

К усадьбе пристроили новое здание с концертным залом. В таком виде Белая дача дожила до наших дней.

Почтенный дом постоянно требует внимания: он треснул во время Крымского землетрясения и с тех пор не может без регулярного ремонта. Советские власти об этом помнили, а вот до новых удалось достучаться только после того, как в музей наведались президенты Путин и Кучма.

Говорят, Россия и Украина вновь собираются вместе реставрировать чеховскую усадьбу — хорошая идея, особенно в свете 150-летия писателя!

«Белую дачу» жалуют своим вниманием не только главы государств, но и другие заезжие знаменитости — в числе последних отметились актеры Джон Малкович и Кевин Спейси. Хотя Ялта и считается главным «чеховским местом» полуострова, знакомство с Крымом началось для писателя с Севастополя — главный таврический вокзал в его времена находился именно там. В первый раз Чехов побывал в Севастополе за десять лет до поселения в Ялте.

В 1900 г. писатель смотрел здесь свои пьесы на гастролях МХАТа, дававшего спектакли в городском театре, — после войны на его месте выстроили здание Театра им. А. Луначарского. Гулял Чехов на руинах Херсонеса, а еще ездил в Свято-Георгиевский монастырь на мысе Фиолент.

В00бще, писатель объездил весь Крым: уже в первый приезд добрался до Феодосии, где встречался с художником Айвазовским.

В 1900 г. Чехов купил дачку в Гурзуфе, но ее мы увидим на другой прогулке. В Ялте Чехов побывал во всех окрестностях города: встречался со Львом Толстым в Гаспре, построил школу в Мухалатке близ Фороса, посещал Воронцовский дворец, любовался водопадом Учан-Су, поднимался на Ай-Петри с Ольгой Книппер.

В Ялте писатель основал бесплатную больницу (ныне санаторий им. Чехова) и библиотеку.

Комментарии запрещены.