Дисциплина труда
Программа адаптации также должна включать обучение сотрудника. План обучения определяет работник службы персонала, основываясь на результатах проведенной оценки уровня подготовки новичка и психологического тестирования. Как правило, в предварительном обучении нуждаются сотрудники организаций сферы услуг: ресторанов, гостиниц, риэлтерских фирм, магазинов.
Если сотрудник по служебным обязанностям должен подробно знать о деятельности других подразделений, то необходимо организовать стажировку. Способствовать быстрой и успешной адаптации может издаваемый на предприятии справочник для новичков, который должен включать основную необходимую информацию, связанную с введением новых работников в организацию-Подобный справочник может быть в виде буклета или размещаться на корпоративном сайте. Как показывает практика, период адаптации к новым условиям может продлиться от нескольких недель до года, в зависимости от специфики компании и обязанностей сотрудника.
Критерии, в качестве которых выступает кадровая информация, принадлежат к категории объективных.
Кадровая информация подразумевает прогулы, невыходы на работу, текучесть кадров, темпы продвижения по служебной лестнице и увеличения зарплаты.
Прогулы и невыходы на работу получили название абсентизм (от лат. absens, absents — «отсутствующий»). Как правило, прогулы и невыходы на работу являются релевантным критерием, ибо невыходы на службу дорого обходятся организации. Этот показатель поддается прогнозированию на основании изучения биографических сведений, содержащихся в личных делах подчиненных.
Чаще всего прогулы зависят от индивидуальных особенностей личности, от характера человека гораздо больше, чем от навыков и способностей, хотя недостаток или низкий уровень навыков и способностей может существенно повлиять на удовлетворенность трудом, что в свою очередь, станет причиной увеличения числа невыходов на работу.