Категории работников
Оценка персонала организации является необходимой процедурой в работе как коммерческого, так и некоммерческого предприятия. Ее проводят с целью определения степени соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов его трудовой деятельности требованиям, предъявляемым конкретной организацией. Оценку персонала используют для более эффективного подбора и расстановки кадров, а также для максимально справедливого распределения денежного вознаграждения за труд.
Как правило, оценке подвергаются все категории работников предприятия, но для некоторых из них она имеет особое значение. Например, для руководителей всех рангов, оценка знаний, умений и деловых качеств которых представляет более сложную задачу, чем оценка профессиональной квалификации рядового рабочего.
Даже если работник обладает высоким уровнем подготовки, результат его деятельности выражается в количественных показателях. Оценка же результатов труда менеджеров и специалистов требует сложного методологического подхода. Не секрет, что успех в современном бизнесе в большей мере зависит от степени профессиональной пригодности работников, составляющих персонал организации.
Актуальность этой проблемы существенно возрастает в нынешней социально-экономической ситуации, когда основной целью любой организации является процесс развития. Поскольку источником и механизмом развития являются люди, то успешное решение данной задачи невозможно без постоянной оценки профессиональной пригодности как персонала организации в целом, так и отдельных ее работников.
Оценкой персонала занимается, прежде всего, кадровая служба (служба персонала). Также оценку персонала может осуществлять непосредственно руководитель организации, руководители подразделений, старшие менеджеры и т. д. Наиболее объективной является оценка независимых экспертов. Кроме того, в ряде случаев целесообразным является создание на предприятии Центра оценки персонала, о котором пойдет речь в пятой главе этой книги.