Показатели, по которым оцениваются работники
Необходимо ввести такое ключевое понятие, как критерий оценки, который является своего рода порогом, за которым состояние показателя будет удовлетворять или не удовлетворять установленным (запланированным, нормированным) требованиям. Поэтому при выборе критериев оценки рекомендуется ответить на два вопроса: 1. Какие задачи будут решены с помощью результатов оценки (повышение оплаты труда, служебный рост, увольнение и т. п.)? 2. Для каких категорий и должностей работников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут различаться в зависимости от сложности, ответственности и характера деятельности исполнителя? Как отмечалось выше, существуют три категории управленческих работников, каждая из которых вносит свой вклад в управленческий процесс: специалисты разрабатывают и подготавливают проекты решений, другие сотрудники их оформляют, а руководители принимают решения, оценивают их качество, контролируют сроки выполнения. Таким образом, с разделением управленческого труда результат деятельности руководителя, как правило, выражается через итоги производственно-хозяйственной и иной деятельности предприятия или подразделения (например, выполнение плана по прибыли, рост числа клиентов и др.), а также через социально-экономические условия труда подчиненных ему служащих (например, уровень оплаты труда, мотивация персонала и т. д.). Эффективность труда специалистов определяется с помощью характеристик объема, полноты, качества, своевременности выполнения закрепленных за ними должностных обязанностей.
На практике при оценке плодотворности труда руководителей и специалистов вместе с количественными показателями, т. е. прямыми, также используются и косвенные, характеризующие факторы, влияющие на достижение результатов.
К таким факторам относятся: оперативность, напряженность и сложность работы, интенсивность и качество труда и прочее.
В отличие от прямых показателей результатов деятельности косвенные оценки характеризуют деятельность трудящегося по критериям, соответствующим идеальным представлениям о том, как следует выполнять должностные функции составляющие основу данного рабочего места, и о том, какие качества должны быть проявлены в связи с этим.