Практичность (целесообразность) использования критериев оценки
Последним качеством, желательным для критерия оценки персонала, является возможность его использования для установления определенных различий среди сотрудников. Для компании чрезвычайно важно, чтобы все служащие постоянно присутствовали на своих рабочих местах. Однако если все сотрудники организации постоянно отсутствуют на рабочих местах или если никто никогда не прогуливает, то показатель прогулов или отсутствия на рабочем месте не будет отображать различия между работниками.
Соответственно, оценка по данному параметру не даст возможности принятия каких-либо решений в отношении подчиненных. В случае систематического отсутствия на рабочих местах всех служащих в течение длительного времени, это, несомненно, является основанием для разработки специальной программы, нацеленной на снижение уровня прогулов, но оснований для дифференциальной (сравнительной) оценки сотрудников при этом нет. Результаты некоторых исследований свидетельствуют о том, что изменяемость различных показателей эффективности зависит от стажа пребывания в должности. Это означает, что критерий, который успешно различает начинающих работников по эффективности их труда, позднее, когда их квалификация достигнет определенного уровня, может перестать справляться с этой задачей, или, другими словами, это означает, что критерий достиг предела своих возможностей.
Следовательно, определенные показатели можно использовать в качестве критериев в процессе отбора только в том случае, если они способны устанавливать различия в индивидуальном уровне эффективности. Итак, различительная способность — это важная характеристика критериев при отборе персонала. Однако это может не иметь никакого значения, если встает вопрос об оценке эффективности всей компании или одного из ее подразделений.
Другими словами, наше согласие с тем, что некачественная работа одного работника не может погубить ни предприятие, ни его подразделение, будет означать, что для практических целей в большинстве случаев гораздо интереснее знать, как работают группы людей, т. е. эффективен ли персонал вообще.