Психологические методы, применяемые для оценки персонала
Наиболее существенное открытие в научном обосновании методов подбора кадров совершил англичанин Френсис Гальтон. В своих исследованиях он обосновал представления о том, что умственные способности родителей коррелируют с умственными способностями их детей. Термин корреляция происходит от латинского слова correlato, что означает «соотношение, соответствие, взаимосвязь, взаимозависимость предметов». Гальтон собрал множество доказательств, подтверждавших справедливость своей гипотезы, однако не смог обобщить собственные исследования и вывести универсальный коэффициент, выражающий связь умственных способностей родителей и детей.
Завершил исследования Гальтона его коллега Карл Пирсон, который в 1896 г. предложил то, что сегодня известно под названием «коэффициент корреляции Пирсона» (сокращенно — корреляция). Корреляция имеет важное прикладное значение: с помощью одного числа можно показать, как связаны между собой два вида данных, собранных в результате обследования группы работников.
Например, если известно, что сто человек имеют различные способности к гуманитарным наукам, то вполне может возникнуть вопрос: как эти различия связаны с результатами их работы в качестве журналистов? Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно результаты тестирования способностей этих людей к литературной деятельности скоррелировать (соотнести) с оценкой успешности их работы в качестве журналистов.
Итак, коэффициент корреляции является инструментом математической статистики, используется для установления степени соответствия и взаимосвязи.
С помощью корреляции психологи имеют возможность не только изучать индивидуальные особенности конкретного работника, но и оценивать существующую между ними связь. В процедурах по оценке и подбору персонала для предприятия корреляционный анализ является важнейшим методом, дающим возможность установить статистические зависимости между разными параметрами. Другим действенным методом при оценке персонала является тестирование умственных способностей.
Одними из первых применили тесты для выявления умственных способностей среди детей французские психологи Альфред Вине и Тео-Фил Симон.
Они с помощью тестирования выявляли умственно отсталых детей, не подлежащих обучению в обычных Школах. Также они впервые ввели термин «валидность теста».