Свято-Успенский монастырь

Во время экскурсии по Бахчисараю, экскурсанты отправляются в сторону Чуфут-Кале. Громадная отвесная скала, к которой лежит путь, образует ущелье Марьям-Дере.

В этом названии без перевода угадывается Пресвятое имя Богородицы. Чуть дальше, слева, видна высокая каменная гора с пробитыми в ней пещерами, с наземными постройками, воротами, дорогами, казематами и колодцами — самый знаменитый, самый посещаемый из пещерных городов Крыма Чуфут-Кале. Именно по дороге на Чуфут-Кале и находится Успенский монастырь.
О том, когда и как появилась в этих скалах святая обитель, есть много разных суждений и легенд. Известно только, что с конца XV века здесь помещалась резиденция митрополита Готской епархии, она служила духовным центром православной Тавриды. Но даже у самих стен Чуфут-Кале есть несколько пещер, своим внешним видом и внутренним убранством напоминающих кельи и службы пещерных монастырей Горной Таврики. Поэтому вполне реально предположение, что Успенский монастырь тоже создали в VIII веке византийские иконопочитатели.

В том-то и святость монастыря, что он был основан людьми, которые не поддались власть имущим иконоборцам, учредителям «новой веры». Монахи оставили свои дома, налаженный быт, накопленные ценности, и приехали в незнакомый малонаселенный край, обосновались в этих скалах, начали все заново. Цель у них была одна — сохранить светоч однажды принятой сердцем православной веры, от которой в родной стране их пытались отлучить сначала церковные, а потом и государственные правители.

После гибели княжества Феодоро, Успенская скала стала резиденцией митрополита Готии, и монастырь служил своеобразным мостиком между византийской церковью и русским православием, на котором, после разгрома Константинополя, стал держаться весь православный мир.
Став центром духовного единения православных Таврического полуострова, Свято-Успенский монастырь мирно уживался в магометанском окружении Бахчисарая. Когда крымские ханы отправлялись в поход, они давали обет: «Знаменитое приношение и честь Образу воздать». Делало ли это честь монастырю, если ханы ставили свечки перед православными иконами накануне разбойничьих набегов на христианские земли — Русь, Украину, Польшу?… Как бы там ни было, можно понять, что авторитет здешних монахов был очень высок у правителей Ханского Дворца.

В 1778 году из обители начался великий исход крымских греков в Приазовье. Впереди процессии, растянувшейся на многие километры, несли образ бахчисарайской иконы Божьей Матери. В память об утраченной родине крымские греки нарекли свою столицу в Приазовье Мариуполем — городом Марии. Бесценная реликвия долгое время сохранялась близ Мариуполя в Успенском храме, но окончательно исчезла после 1918 года.

Успенский храм стал православной церковью для бахчисарайских христиан. В начале XIX века его расширили и реставрировали, а в 1850 году скит открылся заново, прилежным старанием архиепископа Иннокентия.

Во время Крымской войны 1854-1855 годов монахи помогали медикам ухаживать за ранеными. Не всех защитников спасли заботы и молитвы, много севастопольских героев похоронено на склоне горы, напротив Успенского монастыря.

Комментарии запрещены.

Информация для туристов