Устойчивость откосов насыпей

В тех же «Технических условиях» весьма пространно излагается вопрос об установлении пологости откосов и совершенно не упоминается об условиях, обеспечивающих эту пологость. Известно, что влагоемкость грунтов (точнее, влагоудерживающая способность их) зависит от чередования грунтовых слоев и увеличивается в суглинистых грунтах, залегающих над песчаными прослоями. Устойчивость же откосов насыпей прежде всего зависит от влажности грунтов, что в «Технических условиях» также не нашло отражения. «Техническими условиями» рекомендуется укладка песчаного балласта. На железных дорогах большей частью укладывается балластный слой в 35 см. Однако после стока свободной воды из песка в нем остается, как известно, капиллярная вода, причем количество капиллярной воды, удерживаемое в единице объема, тем больше, чем меньше толщина песчаного слоя. Толщина балластного слоя до 35 см, рекомендуемая «Техническими условиями», невыгодна в смысле уменьшения влажности грунтов земляного полотна, так как пески большей частью обладают высотой капиллярного поднятия свыше 35 см. Атмосферная вода, попадая в балластную призму, превращается в капиллярную воду, которая не может быть отведена из балластной призмы приданием последней уклонов. Эта вода остается в балластной призме, пока не испарится или не проникнет в подстилающий грунт. Вследствие его увлажнения появляются деформации в виде просадок, перекосов пути и т. д. Поэтому при проектировании и устройстве балластной призмы необходимо предусматривать дополнительные мероприятия для отвода и сброса капиллярных вод, что в первом приближении проработано канд. техн.

наук А. Я. Тулаевым в ДОРНИИ. В «Технических условий» сказано: «… в случае технической целесообразности и экономической выгодности может быть запроектирован выпуск нескольких соседних водотоков в одно сооружение».

Комментарии запрещены.

Информация для туристов