Метод проверочных испытаний
В настоящее время в зарубежных странах широко распространен такой способ получения сведений от работников или клиентов компании, как «горячая линия», или «телефон доверия», по которому может позвонить каждый работник организации и конфиденциально сообщить о любых предосудительных или подозрительных, по его мнению, действиях других сотрудников. В результате работы «телефона доверия» удалось выявить и пресечь множество случаев коррупции, воровства и других нелояльных действий со стороны персонала организации. Метод опроса сотрудников является наиболее эффективным и чаще всего применяется во время проверок надежности сотрудников компании, а также при расследовании служебных происшествий и отборе кандидатов на вакантные должности. Этот метод иногда называют «провокацией».
Его суть заключается в моделировании подлинных рабочих ситуаций, в которых работник может поступить нелояльно по отношению к своей компании. Метод проверочных испытаний будет эффективен только в том случае, если проводимое мероприятие не вызывает никаких подозрений у проверяемого сотрудника и сохраняется от него в тайне.
Стандартным примером проверочного испытания является практикуемое службой внутренней безопасности дорожной инспекции предложение взятки инспектору.
При проверках торговых предприятий используются контрольные закупки. «Провокация» относится к разряду весьма рискованных оперативных мероприятий. Иногда участники ее проведения даже рискуют своей жизнью.
Таким образом, все работники, вовлеченные в процесс подготовки и практической реализации проверочного испытания, должны обладать высокой профессиональной квалификацией. Метод проверочных испытаний и оценки надежности применяется как в профилактических целях, так и при расследовании служебных происшествий.
В некоторых случаях только с помощью «провокации» можно получить неопровержимые доказательства причастности того или иного должностного лица к совершению действий, нанесших серьезный экономический ущерб интересам работодателя.