Принцип избегания крайних категорий
Используют множество различных методов аттестации, которые на практике в основном представляют собой разные вариации следующих схем. В рамках данного метода требуется распределить подчиненных по порядку в зависимости от их заслуг и достижений, опираясь на их реальные способности выполнять работу.
Иногда ранжирование проводится только по нескольким выбранным характеристикам. Применение метода ранжирования не представляет особой трудности для руководителя, особенно если количество персонала в его организации невелико.
Также результаты ранжирования, проведенного несколькими менеджерами, хорошо знающими своих подчиненных, чаще всего совпадают.
Данный метод аттестации можно использовать для определения размера заработной платы, и даже для выбора путей более эффективного использования работника. Однако ранжирование не годится для определения потребностей служащего в обучении или обеспечения мотивации. Хотя с помощью ранжирования можно распределить исполнителей по степени их заслуг и достижений, тем не менее, этот метод не позволяет установить, насколько велико различие между лучшими и худшими подчиненными.
Метод классификации предполагает распределение сотрудников по нескольким, заранее установленным категориям достижений или заслуг на основании общей результативности деятельности трудящихся. Как правило, выбирают пять категорий: 1) плохие работники; 2) работники ниже среднего уровня; 3) средние работники; 4) специалисты выше среднего уровня; 5) отличные специалисты. Метод классификации прекрасно зарекомендовал себя в однородной группе работников.
При этом результаты оценки, как правило, совпадают при осуществлении ее несколькими экспертами. Однако недостаток этой схемы в том, что на практике часто срабатывает принцип избегания крайних категорий, т. е. основное количество работников распределяют по серединным категориям, а в крайние категории (лучший и худший работник) попадают лишь единицы.