Релевантность критериев оценки
Мучински в своей практике применял индуктивный (или объективный) подход к изучению критериев для определения характеристик ненадежных плательщиков по ссуде. При этом он не имел никаких предварительных теоретических представлений и информации о том, какие поведенческие особенности или какие характеристики отличают ненадежного плательщика от надежного. Он поступил следующим образом: собрал финансовые данные по 250 заемщикам, которых ему охарактеризовали как ненадежных, и по 250 заемщикам, которые считались настолько надежными, что срок погашения ссуд был им продлен, и сравнил эти две группы людей по показателю своевременности погашения ссуд. В результате исследования ученый обнаружил, что ненадежные заемщики отличаются от надежных по двум параметрам: 1) они зачастую осуществляли платежи с опозданием; 2) не вносили платежи совсем.
Таким образом, были определены два критерия выявления ненадежных банковских заемщиков — это пропуск платежей и своевременность платежей.
Оба эти критерия были получены в результате экспериментального анализа. Дедуктивный (или субъективный) подход к разработке критериев заключается в следующем: исследователь начинает работу с тщательного рационального выявления всех вероятных переменных критериев.
Для этого требуются результаты анализа работы, ознакомление с литературой, изучение целей программ обучения и даже организационных целей.
Лучше всего относительную значимость различных критериев может оценить комиссия специалистов-экспертов. Можно также опросить группу опытных исполнителей той самой работы, для которой создается критерий, и на основе их ответов сформулировать требования к персоналу, в соответствии с которыми он будет оцениваться.
Затем эти требования объединяются в группы (которые и будут служить параметрами оценки), и значимость каждой из этих групп также оценивается теми же или другими экспертами. После того как установлены основные параметры оценки, начинается разработка реальных показателей каждого из них. Независимо оттого, какой метод используется для определения критериев — индуктивный или дедуктивный, необходимо помнить о том, что набор критериев определяет эффективность труда работника.
На практике используются отдельные показатели этих критериев для разработки программ обучения или консультирования служащих. Или, как при отборе персонала, критерии используются как стандарты, в соответствии с которыми представляется возможным оценить эффективность процедур подбора кадров.