Шкала оценок
Метод шкалы оценок достаточно часто используют при аттестации персонала. Его основу составляет список индивидуальных характеристик или факторов. Напротив каждой характеристики размещается шкала, состоящая, как правило, из пяти пунктов, и руководитель отмечает на шкале, в какой степени тот или иной фактор или характеристика присущи данному сотруднику. Например, оценка инициативности работника будет выглядеть следующим образом.
Шкалу оценок можно использовать для установления размера вознаграждения, определения перспектив продвижения или необходимости обучения работника. Однако, чтобы этот метод аттестации работал успешно, следует направить на обучение менеджеров, которые будут пользоваться этой схемой в дальнейшем и тщательно контролировать включаемые в стандартную форму аттестации факторы. Данный метод появился в связи с неудовлетворительностью схемы шкалы оценок.
Если метод шкалы оценок заставляет руководителя оценивать ряд персональных характеристик, которые не всегда являются подходящими для аттестации, то метод открытой аттестации сосредоточивает внимание на характере выполнения работы, при этом от начальника требуется всего несколько фраз об аттестуемом подчиненном вместо проставления галочек в столбцах. Данный метод имеет множество вариаций, наиболее распространенная из них — это четыре ответа менеджера на четыре вопроса о своем подчиненном: • Каковы сильные стороны сотрудника в том, что относится непосредственно к его работе? • Каковы слабые стороны сотрудника в том, что относится непосредственно к его работе?
• Каким потенциалом обладает сотрудник в отношении продвижения? • Требуется ли сотруднику обучение? Следующий вариант заключается в том, чтобы поручить непосредственному руководителю составить список работ, выполненных его подчиненным за минувший год, и предложить действия, направленные на усовершенствование его труда.