Воспитание квалифицированных рабочих кадров
Воспитание квалифицированных рабочих кадров является продуктивным в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе ниже издержек компании, направленных на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме специалистов. Поскольку установление результатов, полученных в процессе обучения, вызывает некоторые сложности, то экономическая эффективность обучения должна определяться в форме снижения издержек, которые поддаются точному расчету. Однако не стоит оценивать эффективность обучения только по затраченным на него средствам.
Более перспективным является отношение к обучению как к вложению средств в человеческие ресурсы предприятия, которые могут расцениваться так же, как и любые другие инвестиции, а именно с точки зрения того, является ли это средство вложения денег наилучшим и наиболее рентабельным. Обучение профессиональных работников затрагивает важные факторы социальной эффективности. Безусловно, повышение квалификации сотрудника положительно отражается на гарантии сохранения рабочего места, возможностях карьерного продвижения, расширении внешнего рынка труда, на величине доходов как самого служащего, так и организации, в которой он трудится, на чувстве собственного достоинства и возможностях самореализации.
Результаты, полученные после оценки обучения, позволяют совершенствовать учебные планы для того, чтобы они как можно лучше соответствовали поставленным целям, а также определять дальнейшие потребности в обучении конкретных работников. Глубокая оценка обучения должна помочь ответить на вопросы, связанные с расчетом рентабельности затраченных средств на обучение.
Это самый сложный уровень оценки инвестиций и их окупаемости. Оценка должна проводиться не только на уровне одного трудящегося, но также на уровнях отдела, подразделения и всей организации в целом. При этом участвовать в подобной оценке должны специалисты кадровых и бухгалтерских служб.